Доступные для омских компаний экспортные возможности

13 апреля 2016

12 апреля в областном экспоцентре состоялся семинар на тему «Экспортные возможности омской продукции на зарубежных рынках: Казахстан, Киргизия, Армения, Грузия». Организатором выступил Центр поддержки экспорта, действующий на базе Агентства развития и инвестиций Омской области. Семинар вызвал большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, т.к. указанные страны являются историческими партнерами Омской области. Большинство омских компаний начинают экспорт с Казахстана. Организация логистических схем не представляет особых трудностей.   

Семинар проводила Наталья Подгорецкая, генеральный директор Агентства бизнес-коммуникаций DIRECT (г. Санкт-Петербург), член общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Председатель Комитета по развитию экспорта и импорта.

Наталья Подгорецкая начала с особенностей экспорта в Грузию.

«Согласно рейтингу Doing Business Грузия по показателю начала бизнеса на 6 месте, т.е. в этой стране довольно легко можно открыть любое предприятие. По получению разрешений на строительство занимает 11 место, регистрация прав собственности – 3 место, получение кредитов – 7 место, защита инвесторов – 20 место, выплата налогов – 40 место, внешняя торговля – 78, исполнение контрактов - 13. Последний пункт намного улучшился, т.к. в прошлом году был 18, это показывает, что большинство контрактов не требуют страхования, что привлекательно для экспортера…На сегодняшний день перспективы Грузии оцениваются очень высоко. Страна является стабильной с точки зрения макроэкономических факторов», - прокомментировал эксперт.

Грузия импортирует довольно много европейских товаров, однако конкуренцию по цене и качеству могут составлять российские производители. В 2015 году делегация из Омской области, организованная Центром поддержки экспорта, вызвала повышенный интерес и внимание со стороны государственных структур Грузии, деловых кругов и СМИ, поэтому по итогам деловой поездки для всех участников открылись интересные возможности для экспорта химической и нефтехимической продукции, строительных материалов, кондитерских изделий, медикаментов и т.д. В начале августа 2016 года будет организован повторный визит, в котором могут принять участие омские малые и средние компании из различных сфер деятельности.

Особый интерес у компаний, занимающихся экспортом, вызывает Армения. Армянские предприятия заинтересованы в импорте российских технологий и

оборудования, в приобретении продукции добывающей и перерабатывающей

отраслей, а также в импорте продовольственной и фуражной пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, соевого шрота и других комбикормов для животных и птиц и множества других товарных позиций. Два года подряд омские компании принимали участие в бизнес-миссиях в Армению и заключали экспортные контракты на поставку различной продукции, в июне 2016 года малые и средние предприятия могут стать участниками бизнес-миссии в г. Ереван.

Армения имеет еще одну особенность, связанную с соседним Ираном. «Армения ждала снятия экономических санкций с Ирана больше, чем кто бы  то ни было… Сейчас Армения позиционирует себя как транзитная территория для товаров, которые могут быть экспортированы из России в Иран или из Ирана в Россию…», - обозначила Наталья Подгорецкая. Армения предпринимает попытки организации постоянных поставок, однако рынок Ирана специфичен и более развит, чем рынок Армении. Они не стояли на месте, а вкладывали деньги в свое внутреннее развитие, поэтому отработка данного механизма экспорта требует времени.

 

Особо эксперт отметила Казахстан, который осуществил самое большое количество реформ среди государств мира – 19 реформ в семи из десяти тематических областей. Страна отличается готовностью импортировать различные группы товаров, начиная от сельхоз продукции (овощи и фрукты)  до сложного технологического оборудования, автомобилей, специальной техники, продукции машиностроения.

 

Наталья Подгорецкая пояснила: «28 января 2014 года вступил в силу новый Закон о государственных закупках РК, отменивший преимущества казахстанских поставщиков при участии в тендерах. Теперь российские компании могут на равных условиях с казахстанскими участвовать и побеждать в закупках Казахстана».

В рамках содействия омским компаниям по выходу на данный рынок Центр экспорта планирует организовать участие предприятий в двух выставочных мероприятиях:  международной строительной выставке «KazBuild-2016» в сентябре и международной выставке «WorldFood Kazakhstan 2016 - Пищевая промышленность» в ноябре.

 

Киргизия также обладает своими особенностями, отметил эксперт. «С открытием таможенной границы Кыргызстана с ЕАЭС импорт в Республику превысил экспорт. Если поначалу наблюдался вывоз овощей, фруктов, текстильной продукции в Казахстан и Россию, то сейчас, по данным Министерства экономики страны, импорт превышает экспорт…», - рассказала Наталья Подгорецкая. Возможные ниши для российского экспорта: энергетическое оборудование, сельскохозяйственная техника, (зерноуборочные комбайны, колесные трактора, навесная техника для тракторов), минеральные удобрения (азотные, калийные, и пр), лесоматериалы, металлопродукция, очистительное оборудование  (различные фильтры), туризм и инновации в энергетике, IT, медицине, промышленности.
 

В целом, эксперт дала практические рекомендации по выходу омских компаний на рынки Казахстана, Киргизии, Армении и Грузии. Были рассмотрены кейсы российских предприятий, наладивших постоянный экспорт.

1178