О городе Омске

Общая информация о городе Омске

   

Город Омск основан в 1716 году.

Официально получил статус города в 1782 году.

С 1934 года - административный центр Омской области.

Площадь Омска - 566,9 кв. км.

Территория города разделена на пять административных округов: Центральный, Советский, Кировский, Ленинский, Октябрьский.

Протяженность города Омска вдоль реки Иртыш - около 40 км.

Расстояние от Омска до Москвы - 2555 км.

Климат Омска — резко континентальный.

Зима суровая, продолжительная, с устойчивым снежным покровом. Лето теплое, чаще жаркое. Для весны и осени характерны резкие колебания температуры. Средняя температура самого теплого месяца (июля): +18˚С. Средняя температура самого холодного месяца (января): –19˚С.

Часовой пояс: GMT +6.

Численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 166 092 человека. Плотность населения - 2,05 тыс. человек на 1 кв. км.

Омск - один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России.

Омская область соседствует на западе и севере с Тюменской областью, на востоке - с Томской и Новосибирской областями, на юге и юго-западе - с Республикой Казахстан.

 

ИНФОРМАЦИЯ о достопримечательностях Омской области, рекомендуемых к посещению гостями региона

 

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии— обьект духовного наследия построенный в 1898 году на средства горожан и многочисленных благотворителей по всей Российской империи, включая цесаревича Николая, будущего Императора. В этом соборе 29 января 1919 года, после принятия присяги, архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) благословлял Верховного правителя России А. В. Колчака. После смены власти Сильвестр был арестован и расстрелян. В августе 2000 г. архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Это первая канонизация омского святого за всю историю Омско-Тарской епархии. В 1935 году храм был взорван, а на его месте был сооружен пруд со скульптурой, окрестный Архиерейский сад был переименован в «Сад пионеров». 14 октября 2005 года состоялась церемония установки закладного камня в основание Успенского кафедрального собора, символизирующая начало духовного возрождения, а уже июле 2007 года состоялось торжественное освящение возведенного главного омского собора. Успенский собор считается уникальным историческим памятником, он внесен в каталог мировой храмовой культуры. При раскопках фундамента собора настоящей сенсацией стала находка могилы священника, похороненного в церковном подземелье. По ряду признаков установлено, что это останки священномученика Сильвестра.

 

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ КАЗАЧИЙ СОБОР

Храм для Сибирского казачьего войска строился на пожертвования казаков. Его закладка состоялась 15 июня 1833 г. на площади напротив училища Сибирского казачьего войска. Считается, что храм построен «по рисункам архитектора Василия Петровича Стасова», выдающегося русского зодчего, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. Омский архитектор П. И. Праман «придерживаясь» этих рисунков подготовил свой вариант. В 1833 г. этот проект утвердил генерал-губернатор И. А. Вельяминов и Преосвященный Афанасий. Никольская церковь встала в центре главной площади, напротив здания военной канцелярии, занимаемого казачьим училищем. Строительством руководил переведенный из Томска инженер-поручик Н.И.Лещев (1784-1838). Был заключен подряд на постройку с крепостным крестьянином Нижегородской губернии Т.Г. Лысаковым, построившим многие церкви в Сибири. Иконы на холсте написал академик живописи М.И. Мягков, живший в Барнауле и преподававший в Горном училище и художник П.М. Скороспелов. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И. Дулиным. Колокола отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхнее-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм освящен. В сентябре 1843 г. освящен главный престол во имя Св. Николая Чудотворца. В июле 1916 г. церковь официально преобразована в Свято-Никольский казачий собор. В нем благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. Здесь крестили будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева, поэта Л.Н. Мартынова. В апреле 1919 г. состоялась панихида по генералу Л.Г. Корнилову. 

В 1883-1918 гг. в соборе хранилась одна из святынь Сибирского казачьего войска – Знамя Ермака. В феврале 1918 г. во время волнений, вызванных декретом «О свободе совести» и слухами, что большевики будут грабить церковь, белопартизанский отряд есаула Б. В. Анненкова совершил налет на Омск. Анненков решил спасти от поругания казачьи святыни, хранившиеся в соборе, и использовать их, чтобы привлечь колеблющихся казаков на свою сторону. Знамя было изъято и увезено в степь. Вместе с ним увезены и другие реликвии: Войсковое георгиевское знамя, Знамя времен царствования Иоанна и Петра Алексеевичей, Георгиевский крест генерала Г.А. Колпаковского и икона Отряда особого назначения Сибирской казачьей дивизии. После Освобождения Омска от «красных» 15 июля 1918 г. 4-й Чрезвычайный круг Сибирского войска потребовал вернуть реликвии. 18 октября 1918 г. под охраной двух офицеров они (кроме иконы) возвращены. Дальнейшая судьба Знамени Ермака неизвестна.

В 1920-е годы собор закрыли. Были разобраны купол и колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, над трапезной и притвором надстроены вторые этажи. С конца 1940-х гг. в здании размещался клуб «Строитель», кинотеатр «Победа», детская музыкальная школа, административные учреждения. С 1966 г. здание находилось в запустении. В 1970-80 гг. проведены ремонтные работы. В 1983 г. установили орган чехословацкой фирмы «РигерКлосс» и до 1994 г. в соборе находился зал органной и камерной музыки (затем орган перенесли в помещение бывшего кинотеатра «Художественный».

Сейчас – Свято-Никольский казачий собор – действующий православный храм. Здесь совершаются богослужения, проходит круг возрожденного Сибирского казачьего войска.

 

АЧАИРСКИЙ КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ

Ачаирский Крестовый женский монастырь расположен в 50 км южнее Омска по Черлакскому тракту в живописном и благодатном месте.

В начале ХХ века неподалеку от казачьего поселка Ачаир располагалась Богородице-Михаило-Архангельская женская община, преобразованная в 1907 г. в женский монастырь. В конце 20-х годов монастырь был закрыт.

С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония № 8 ГУЛАГа. В тяжелейших условиях в колонии за время её существования погибло около 200 тысяч человек.

В 1991 году было принято решение в память о всех жертвах на месте бывшей колонии начать строительство Ачаирского женского монастыря во имя Животворящего Креста Господня. В 1993 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил одно из сокровищ этого благословенного уголка – источник с целебной минеральной водой, называемый в народе Святым источником: тёплая в любое время года (+37 градусов) вода забирается с глубины 1168 метров.

За минувшие годы завершено сооружение основных монастырских построек. Посетителей встречает надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми куполами сияют церковь Св. великомученика Димитрия Солунского, венчальный храм Св. великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, крестильный храм Св. Иоанна на водах, колокольня с приделом Св. равноапостольных Константина и Елены и самый главный Успенский собор монастыря с нижним храмом во имя Живоносного Креста и Страстей Господних (Сибирская Голгофа). Все постройки на территории монастыря, иконопись и резьба по дереву выполнены руками омских мастеров-умельцев.

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Основан в 1878 г. при Западно-Сибирском отделе Императорского русского Географического общества. Инициаторами его создания были видные ученые, путешественники и общественные деятели: Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, Н. М. Ядринцев, И. Я. Словцов Г. Б. Катанаев и др. В основу музея легли коллекции, собранные этими исследователями во время путешествий и экспедиций из Сибири, Китая, Центральной Азии, Индии. Музей активно принимал участие в различных выставках, в том числе в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887 г.), Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке в Омске.

В 1896 г. для музея и библиотеки выстроили специальное деревянное здание на Музейной улице. Оно сохранилось и поныне. В 1923 г. музею предоставлен Генерал-губернаторский дворец. В нем открылась картинная галерея, значительная часть экспонатов для которой получена из Москвы и Ленинграда. При музее разбит первый в Сибири зооботанический сад, созданы общества краеведения, филателистов, кружок юных краеведов.

В 1970-х гг. постройки на территории бывшего губернаторский дворца реконструирована по проекту омского художника В. А. Десятова, и в 1985 г. на месте старых одноэтажных помещений построен новый корпус историко-краеведческого музея. Оба здания соединены между собой переходом.

Сейчас фонды музея насчитывают свыше 150 тыс. единиц хранения. Все они, начиная от одежды, домашней утвари и кончая уникальными коллекциями старопечатных книг, памятных медалей, золотых и серебряных монет, представляют огромный интерес. Есть и совершенно уникальные экспонаты. Например – знамя Сибирского казачьего войска 1690 г., одна из самых дорогих реликвий Сибири. 

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. М.А.ВРУБЕЛЯ

Это один из богатейших и самых старых музеев Сибири. Музей относится к первой – высшей категории в системе градации музеев России. Расположен в центре города в двух зданиях.

Первое – бывший Городской Торговый корпус построен в 1911 - 1914 гг. по проекту А.Д. Крячкова(ул. Ленина, 3). В первые годы советской власти в здании размещался городской комитет партии и горсовет. С 1930 по 1986 гг. – Автодорожный институт им. В.В. Куйбышева. В 1996 г. передано Омскому областному музею изобразительных искусств.

 

Второе – Генерал-губернаторский дворец (ул. Ленина, 23).Дом генерал-губернатора Западной Сибири, названный дворцом из-за масштаба и пышности форм, построен на месте Посольского дома, в котором останавливались приезжавшие в Омск азиатские посланцы.

Это двухэтажное кирпичное строение на высоком цоколе. Центр здания венчает бельведер – небольшая башенка с флагштоком для флага. В композиционном и пластическом решении дома прослеживаются черты архитектуры ренессанса. Акцентирующим элементом фасада является торжественно оформленный подъезд с парадным балконом над ним и аттиком.

Внутри дома шикарные интерьеры и мебель, которую заказывали в Петербурге. Великолепные чугунные лестницы изготовили на Каслинском заводе в Екатеринбургском уезде.

Дворец пережил на своем веку много событий и испытал немало перемен. Его последним владельцем был генерал-губернатор Степного края Н.А. Сухомлинов. В октябре 1917 г. на первом этаже разместилась Чрезвычайная комиссия, на втором – редакция газеты «Известия» и журнала «Пролетарий». После мятежа чехословацкого корпуса в июне 1918 г., когда в Дом Республики вселилилась Директория во главе с П. П. Ивановым-Риновым, он переименован в «Дом Свободы». Вскоре Директория уступила место Временному Сибирскому правительству Вологодского, а тот, 18 ноября – правительству адмирала А.В. Колчака. В нем размещались канцелярия и кабинет Верховного правителя России, и Совет Министров во главе с П. И. Вологодским.

Когда 14 ноября 1919 г. полки Красной армии вошли в город, командующий 5-й Армии М. Н. Тухачевский разместил во дворце свой штаб. Затем в здании находились губревком и губисполком. В 1923 г. дворец передали под детский дом, а в январе 1924 г. в здании открыт Западно-Сибирский краевой музей.

21 декабря 1924 г. открылась картинная галерея при Западносибирском краевом музее, которая с 1940 г. переросла в музей изобразительных искусств. С 1996 г. музей носит имя Михаила Александровича Врубеля, родившегося в г. Омске в 1856 г. и прожившего в городе три года. В сквере у музея (ул. Ленина, 3) установлен памятник Михаилу Александровичу Врубелю (1856-1910). Это единственный в мире памятник выдающемуся художнику, уроженцу Омска. Открыт 20 июня 2006 г. в честь 150-летия со дня рождения гениального художника. Автор - скульптор Михаил Ногин. 

В коллекции музея представлены единственные за Уралом живописные произведения художника – три живописных плафона "Желтые розы", "Хризантемы", "Розы и лилии", выполненные Врубелем для особняка Е.Д. Дункер в Москве (1894 г.).

Этот триптих в 1927 г. передан из Государственного музейного фонда. В период 1924-1928 гг. музею поступали произведения из Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Государственного русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых и др. 

Коллекция музея включает произведения мастеров западноевропейского искусства Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии ХVI-ХIХ вв.

Русское искусство XVIII - середины ХIХ вв. представлено портретом (парсуна, портреты неизвестных, А. Венецианов, И. Келлер-Вилианди и др.), а также пейзажем (М. Воробьев, И. Айвазовский, А. Боголюбов, Л. Лагорио и др.). Расцвет искусства второй половины XIX - нач. XX в. отражают картины Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, М. Врубеля, В. Серова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, А. Бенуа, К. Коровина. Весомым является собрание работ мастеров русского авангарда – П. Кузнецова, А. Лентулова, Н. Гончаровой, М. Ларионова, И. Машкова, А. Явленского, П. Кончаловского, Р. Фалька. Коллекция русского искусства конца ХIХ - нач. XX вв. включает все основные направления - "Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет" и др.

Музей дает уникальную возможность познакомиться с практически неизвестной публике футуристической литературно-художественной группой "Червонная тройка". Деятельность этого объединения относится к концу 1910-х годов, когда Омск, оказавшийся столицей белого движения, превратился в город с интенсивной художественной жизнью.

Особую ценность представляет коллекция произведений омских художников (А.Н. Либеров, Н.Я. Третьяков, В. Кукуйцев), изделия Екатеринбургского и Колыванского камнерезных заводов XIX в., изделия фирмы Фаберже.

Большой интерес представляет и коллекция декоративно-прикладного искусства, уникальность которой во многом обусловлена наличием золотых изделий из сарматских курганов II века до н.э. - IV века н.э.: золотые и бронзовые антропоморфные гривны, пряжки, серьги, что является редкостью для музеев Сибири. Среди отечественных музеев только Эрмитаж располагает подобным по качеству археологическим материалом.

 

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

(особняк К.А. Батюшкина)

Одноэтажный каменный особняк, построен в 1901-1902 гг. купцами К.А. Батюшкиным по проекту архитектора И. Г. Хворинова. Его фасады с выразительными прорисованными декоративными лепными элементами выполнены в стиле неоренессанса.  Это один из первых домов в Омске, в котором появилось паровое отопление. Особняк окружал сад – К. А. Батюшкин был страстным садоводом и состоял членом «Общества попечения садоводству и древонасаждению». В 1912 г. особняк перешел по наследству к его сыну Капитону Батюшкину – дворянину, служившему учителем в Воскресенском мужском приходском училище. В 1918 г. в особняке размещались службы Министерства снабжения и продовольствия Российского правительства. С конца декабря 1918 г. по ноябрь 1919 г. особняк был резиденцией адмирала Колчака. Батюшкин отремонтировал в доме семь комнат и с нескрываемым удовольствием предоставил его в распоряжение Колчака, где тот жил в течение 11 месяцев.

После занятия Омска Красной армией в особняке размещалось Сибирское управление учебных заведений, затем детский дом, а с января 1930 г. – костнотуберкулезный санаторий, созданный при содействии жены В. И. Ленина – Н. К. Крупской. Позже здесь был цех картографической фабрики.

На протяжении долгих десятилетий в отечественной исторической науке имело место замалчивание подлинных сведений о Гражданской войне, сокрытие исторических документов, создание вымыслов и мифов об истории России периода 1917 – 1922 гг. Центр изучения гражданской войны распахнул двери для посетителей 13 января 2012 г.Центр, синтезирующий в себе функции научного учреждения, архива, музея и мемориала событиям «великой смуты ХХ века», представляет собой кладезь национальной историко-культурной памяти. 

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Единственный в Западной Сибири музей истории региональной литературы, одна из визитных карточек Омска.

Экспозиции музея рассказывают о двух веках литературной истории, о том, как постепенно формировались литературные традиции в Западной Сибири, а так же обо всем, что связано с жизнью Ф. М. Достоевского. По сути – это один из пяти музеев, посвященных Достоевскому на территории России. Музей располагается в одном из самых старых зданий Омска – бывшем доме комендантов Омской крепости, построенном в 1799 г. В июле 1859 г. в этом доме, в гостях у последнего коменданта Омской крепости А.Ф. де Граве, был Ф.М. Достоевский. В экспозиции представлена информация о десятках писателей, составляющих гордость русской литературы – А.Н. Радищев, литераторы-декабристы, П.П. Ершов – автор сказки «Конёк-Горбунок», Н.М. Ядринцев, Гр. Мачтет, Н.И. Наумов, Ф.А. Березовский, Г.А. Вяткин, И.С. Голошубин, А.Е. Новоселов, А.С., Вс., П.Л. Драверт, Л.Н. Мартынов, П.Н. Васильев, Я.М. Озолин, С.П. Залыгин, Р.И. Рождественский, поэты –фронтовики и др.

Отдельный зал музея посвящен жизни и творчеству Ф.М. Достоевского. Автор «Записок из Мёртвого дома» провел в омском каторжном остроге четыре тяжких года с 1850 по 1854 г. Он осужден на каторжные работы за участие в кружке М. В. Петрашевского и чтение запрещенной в России литературы. В Омске писателю пришлось переосмыслить свою жизнь, отношение с людьми и обществом, содержание и направление творчества. Именно после каторги Россия узнала Достоевского – автора «Записок из Мертвого дома», романов «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

 Экспозиция о Достоевском представляет всю биографию великого писателя, однако главное здесь - сибирский и, в первую очередь, омский период жизни будущего автора "Записок из Мертвого дома".

Коллекции музея отражают и историю формирования и развития литературного процесса в Омске и Омской области. Значительное место в собрании занимают личные коллекции писателей, литературоведов, журналистов, чья жизнь и литературная деятельность связаны с Омском.

Личные коллекции современных омских писателей формируются и продолжают пополняться.

 

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ОМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

  

Визитной карточкой музыкальной культуры региона являются Государственный Омский русский народный хор и Омский академический симфонический оркестр, чья известность, давно вышла за пределы России.Рядом со Свято-Никольским казачьим собором в ноябре 1967 г. построен новый Киноконцертный зал омской филармонии по проекту архитектора А.М. Каримова.  Реконструированный в 2010-2011 гг. Концертный зал Омской филармонии в настоящее время является гордостью региона. Отвечающий международным стандартам, он обладает великолепными техническими характеристиками и уникальными акустическими свойствами. Потолки обновленного Концертного зала значительно подняты, с обеих сторон от сцены зал огражден наклонными конструкциями, снабженными специальными рассеивающими звук нишами, придающими залу форму трапеции, по всему периметру верхнего яруса раскинулись балконы. Специалисты утверждают, что именно в трапециевидных залах присутствует мощный и чистый звук. Все эти достоинства ни раз оценили выдающиеся музыканты современности Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский и многие другие именитые музыканты, которые постоянно радуют омскую публику и гостей города своими новыми творческими проектами.

Омский русский народный хор, основанный в 1950 году исследователем песенных традиции сибирского края Еленой Владимировной Калугиной, имеет в своем репертуаре не только ярчайшие произведения русской культуры и сибирского песенного фольклора, но и замечательные произведения современных композиторов, работающих в народной стилистике. Прекрасные голоса солистов, теплота и искренность исполнения народной песни, яркие, запоминающиеся хореографические номера – все это составляющие успеха Омского русского народного хора.

Омский академический симфонический оркестр – главный представитель классической музыкальной культуры в Омском регионе. Его творческая репертуарная палитра богата и разнообразна, учитывает вкусовые пристрастия любого зрителя. Концерты оркестра уже более 40 лет восхищают публику. В течение более сорока лет Омский академический симфонический оркестр сохраняет свой неповторимый и узнаваемый стиль. Коллектив по праву называют ярким бриллиантом в короне музыкального искусства города Сибири.

Ежегодно в Омской области проводятся проекты, привлекающие большое количество российской и международной музыкальной общественности. Это Международный конкурс скрипачей имени Ю.И. Янкелевича, Международный Сибирский фестиваль органной музыки, фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Лира Прииртышья», Межрегиональный фестиваль-конкурс русской песни имени Е.В. Калугиной, Межрегиональный (открытый) конкурс юных исполнителей имени В.Я. Шебалина, Фестиваль Новой музыки и многие другие.

 

ЗАЛ ОРГАННОЙ И КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ ОМСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

Расположенный в историческом центре Омска Зал органной и камерной музыки имеет сложную судьбу. Архитектурный комплекс, строительство которого началось в 1906 году, включал в себя и гостиницу, и Общественное собрание, и кинотеатр «Кристалл-Палас», который с 1922 года стал называться «Художественный». Этот комплекс всегда находился в самом центре культурной и общественной жизни Омска. 1997 год стал новой вехой в истории кинотеатра «Художественный». Сюда было решено перенести орган из Свято-Никольского казачьего собора, в котором он был построен специалистами фирмы «Ригер-Клосс» в 1983 году. В свое время установка органа спасла от полного разрушения православный храм, теперь история повторилась и с историческим архитектурным комплексом. В обветшалом к тому времени здании кинотеатра началась реконструкция. Омский инструмент-гигант, имеющий 3 мануала, 64 регистра и 3700 труб, был перенесен и установлен при помощи специалистов «Ригер-Клосс». В августе 1998 года состоялись первые после переноса концерты органной музыки. 2000 год можно считать поворотной точкой в судьбе Зала органной и камерной музыки и самого органа.

 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

Решение строить городской театр вблизи Базарной площади принято городской Думой в 1897 г. Конкурс выиграл и руководил строительством архитектор-инженер И. Г. Хворинов. Торжественная закладка 4-х ярусного здания состоялась 8 июля 1901 г. Строительство шло более 4-х лет. В середине 1905 г., когда сняли леса, перед омичами предстало большое каменное здание, построенное по образцу столичных театров с сочной эклектичной пластикой, господствовавшей в тот период. Красивый, в строгих пропорциях и лепным орнаментом фасад, выдающийся вперед подъезд. Над подъездом открытая терраса и такие же, но несколько меньше, балконы над боковыми служебными входами. Небольшой купол над зрительным залом, окруженный вышками на угловых выступах здания, примыкал к фронтону, увенчавшему сцену. Затейливые линии позднего барокко подчеркивались цепью пилястр, идущей вокруг всего театра, и легким орнаментом балюстрад на балконах второго этажа. На крыше и на балконах красовались фигурные вазы, а на стенах выделялись лепные украшения. При театре была автономная электрическая станция.  Красивое здание сразу же стало украшением Омска.

24 сентября 1905 г. премьерой комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"в новом здании городской театр открыл сезон. 

В 1915 г. фасады театра потерпели разительные перемены. К западному фасаду пристроен объем для склада декораций, фасады оштукатурены и декорированы лепными элементами в стиле ренессанса и ампира. На фасаде между пилястрами в нишах второго этажа установили бюсты русских писателей-современников Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Фронтон увенчался скульптурой крылатого гения с жезлом в руке. Скульптуру сделал В.Ф. Винклер чешский скульптор, воспитанник Пражской Академии художеств. Крылатый гений, удачно завершил композицию театрального здания и придал ему европейский облик. На сцене театра в разные годы выступали многие известные артисты. Среди них В. Комиссаржевская, К. Варламов, П. Орленев, П. Некрасов. В годы войны на сцене театра играли артисты московского театра им. Е. Вахтангова. Трудовую биографию в театре начинал уроженец Омской области Народный артист СССР М.А. Ульянов.

В 2003 г. произведена реставрация здания.

 

ТЕАТР КУКОЛ АРЛЕКИН

Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин" – старейший детский театр в Омске, один из старейших театров кукол России, открылся в 1936 году. За время своего существования театр "Арлекин" приобрел широкую известность и популярность благодаря своим постоянным поискам и экспериментам. Его спектакли получили высокую оценку на многих престижных фестивалях разного уровня и конкурсах. Репертуар театра кукол "Арлекин" обширен. На настоящий момент играется 28 спектаклей для детей и несколько – для взрослых зрителей. После переезда в новое здание, посещение театра "Арлекин" стало еще более приятным.

Это уникальное здание как по архитектурному замыслу, так и по техническому решению. Оно оснащено новейшим технологическим оборудованием. На сегодняшний день в здании три зала: большой на 400 мест, малый и зал для самых маленьких зрителей (открыт в 2008 году).

В театре есть собственный зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России. По убеждению проектировщиков, это – лучший по техническому оснащению детский театр России.

 

СИБИРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

В составе Сибирского культурного центра работают Омский государственный этнокультурный центр и Центр славянских традиций. Они занимаются вопросами изучения традиционных форм культуры славянских групп населения Омской области и использования региональных традиций в современной культуре.

Центр располагается в двухэтажном деревянном чудо-теремке. Это не отреставрированный памятник старины, а настоящий современный терем. Он построен в 1995 г., по индивидуальному проекту под торговый дом Кулакова. Инженер из Сан-Франциско, совладелец крупной холдинговой компании, хотел увековечить память о русских предках и в нескольких городах России построил представительства.

Сибирский культурный центр готов предложить гостям города Омска:

- выставки народных ремесел, этнографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

 - свадебные обряды;

 - праздники народного календаря, концерты и вечера в народных традициях;

- различную сувенирную продукцию.

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «СТАРИНА СИБИРСКАЯ»

Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» расположен на территории р.п. Большеречье в 200 км. от Омска. Здесь эрудированные экскурсоводы поведают гостям о домах зажиточных крестьян Николая и Павла Гладковых, о доме ямщика Копьёва, в котором, следуя в далёкий Илимский острог, останавливался писатель-вольнодумец А.Н. Радищев; проведут вас на крестьянское подворье середины XIX века, а мастера познакомят и расскажут о своем ремесле. В каждом из выше перечисленных памятников истории, туристов ждёт театрализованное представление с оживлёнными персонажами того времени. В комплексе детально восстановлены не только жилые и хозяйственные постройки, но и условия жизни и быта людей ушедших эпох. Особенностью композиций является действенность экспозиций, их реальное функционирование. Поэтому многие предметы старины разрешено не только посмотреть, но и потрогать руками, а также попробовать работу за ткацким станком или гончарным кругом.

Кроме того, в Большеречье действует единственный сельский зоопарк в России, выросший из школьного живого уголка до государственного учреждения культуры региона. В зоопарке живут олени, верблюды, обезьяны, леопарды, медведи. Многие виды пернатых – от австралийских страусов эму до маленького во